Разъяснения положений об уголовной ответственности за посягательства на природные богатства

Уголовная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды является одним из видов юридической ответственности, зарекомендовавшей себя как наиболее эффективный способ борьбы с экологическими правонарушениями, количество которых возрастает с каждым годом.

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты [2].

Причинами экологических преступлений являются ошибочное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, высокая степень доходности от их использования, возрастающий спрос на природное сырье и др. Стремление получить максимальную прибыль зачастую приводит к нарушению технологий при разработке и добыче природных ресурсов, а также использованию устаревшего оборудования. Часто потери от таких преступлений являются невосполнимыми. В последнее время совершаются такие преступления, как незаконные разработка недр, добыча полезных ископаемых, рыбный промысел, охота, заготовка леса и др.

Объектом экологического преступления является окружающая среда, ее компоненты и здоровье человека.

Объективная сторона таких преступлений характеризуется действием либо бездействием лиц в случаях, когда активное поведение прямо предусматривается нормативно-правовой базой.

В качестве субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности, может быть только дееспособное физическое лицо, по наибольшему составу преступлений достигшее возраста 16 лет.

Поскольку экологические преступления очень часто связаны с тем или иным видом производства, представляется целесообразным выделить физических лиц, совершающих преступления с использованием своего служебного положения в самостоятельную группу. Это лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности. Они, как правило, являются ответственными за выполнение конкретного вида работ, за технику безопасности на производстве, за охрану труда, охрану окружающей среды и др. Такие преступления обычно отличаются высокой общественной опасностью и причинением большого вреда.

Субъективная сторона выражает виновность лица, совершившего преступление. Большая часть преступлений, предусмотренных гл. 26 УК РФ ("Экологические преступления"), совершается с косвенным умыслом. Хотя нельзя недооценивать и другие формы вины, такие как прямой умысел, преступная халатность и небрежность.

Кроме объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны необходимо также наличие причинной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями либо угрозой наступления таких последствий.

Все составы преступлений, предусмотренные действующим УК РФ и сформулированные по признаку выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, в юридической литературе делят на три категории: специальные экологические составы, смежные и дополнительные [3] (рис. 10.10).

Применение норм уголовного законодательства продемонстрировало их сложность, неоднозначность толкования, трудности в сочетании с нормами других отраслей права и др. Все это явилось основанием для обобщения судебной практики и принятия ряда постановлений, способствующих своевременному и законному рассмотрению дел по экологическим преступлениям. К их числу следует отнести постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)", от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Необходимо также отметить, что при привлечении к уголовной ответственности суд может рассмотреть и иск о возмещении причиненного преступлением вреда. Этот иск рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Если потерпевший не заявит таких исковых требований при рассмотрении уголовного дела, то он может предъявить данный иск в дальнейшем как самостоятельный. Но в рамках уголовного дела размер вреда должен быть определен.

Ряд статей УК РФ предусматривает размер причиненного вреда в качестве квалифицирующего признака.

Кроме УК РФ, правое регулирование уголовной ответственности осуществляется и другими нормативными правовыми актами, в число которых входит международное законодательство. Например, континентальный шельф и исключительная экономическая зона не входят в состав территории государства. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов.

Применение уголовного закона на указанных территориях возможно лишь в том случае, когда преступление было связано с нарушением норм и правил по исследованию, разработке, сохранности морских и минеральных ресурсов этих районов. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

Важное значение имеет разграничение экологических преступлений от экологических правонарушений, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений и аналогичного административного правонарушения необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Установление фактов нарушения законодательства об охране окружающей среды осуществляется органами прокуратуры в ходе общенадзорных и иных проверок, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, обращений о защите экологических прав, органами внутренних дел, в том числе экологической милиции, а также при осуществлении различных форм экологическою контроля и надзора, проводимого органами и должностными лицами системы государственного экологического управления.

Старший помощник прокурора района                                                                               В.В. Кунафин

Яндекс.Метрика